Четыре года назад он был без имени, не "щеголял" уродливым шрамом на
половину лица и жил в убогом мирке, о котором сегодня напоминают только
скриншоты. Сложись судьба иначе, из-под пера CDProjekt RED вышла бы
очередная Two Worlds — другой польский RPG-долгострой о наемнике,
убивающем монстров, — но "Ведьмаку" повезло с родословной. Богатая
вселенная романов Анджея Сапковского, усовершенствованный "мотор"
Aurora Engine от BioWare, солидный бюджет и руки от плеч, наконец...
Гадкий русый утенок стал лебедем. Седовласым.
Идентификация Геральта
Знаменитый Геральт из Ривии дорого заплатил, чтобы попасть в
компьютерную игру. Сценаристы The Witcher вырвали из Тома Дежурных
Клише обглоданную червями страничку с надписью "Тотальная амнезия".
Живая легенда в одночасье забыла все: воспоминания, навыки виртуозного
владения оружием и зельеварения. Вчера потрошил жутких тварей, спасал
милых дам (в том числе от невинности), а ныне — чистый лист,
заполняемый по ходу пролога, пяти длинных актов и эпилога.
Так бы и отлеживался Геральт в крепости Каэр Морхен,
штаб-квартире общества ведьмаков, но, на беду, в фолианте шаблонов
оставалось много бумаги. Бандиты с символикой саламандры на рукавах
напали на цитадель и проникли в ее святая святых — подземную
лабораторию. Негодяи украли ингредиенты, снадобья и формулы мутагенных
отваров — неотъемлемой части превращения обычного ребенка в машину для
искоренения зла, коей не страшны яды, хвори и старость.
Движимый местью, герой отправляется на поиски налетчиков.
Эпические скитания ему не грозят: действие почти всей игры проходит в
столичном граде Вызима и его окрестностях. Для профессионального
истребителя чудовищ работы — хоть отбавляй. Аккуратный дневник, в
котором по полочкам разложены квесты, глоссарий, рецепты, подсказки,
досье персонажей, описания локаций и бестиария, разбухает с пугающей
скоростью. Потерявшиеся дети, незамысловатые "почтовые" поручения,
бытовые драмы и хитрые политические дрязги, где нелегко сохранить столь
чтимый ведьмаками нейтралитет... Какие-то задания коротки и линейны,
другие охватывают несколько глав, подводя повествование к одной из трех
концовок, третьи, обманчиво второстепенные, влияют на участь тех, с кем
столкнулся Геральт. О последствиях решений, не всегда очевидных при
выборе реплик в беседе, поведают статичные вставки. Fallout, Arcanum и
Baldur's Gate 2 явно запали в сердца сотрудников CDProjekt.
Монохромный мир
Я не зря упомянул "большие имена". По качеству сценария и
атмосферы гостья из Польши заслужила право стоять наравне с корифеями
жанра. Из топорно-шаблонной завязки можно сварить вкусную похлебку
(проверено в Planescape: Torment!), а отсутствие генератора аватаров —
изъян, не ускользнувший от внимания ролевых "нарциссов", — с лихвой
окупают ветвления. Отдали чужие припасы командиру эльфийских мятежников
в первой главе — недосчитаетесь информатора во второй. Спасли ведьму от
толпы разъяренных сельчан — увидите знакомое лицо в четвертой.
The Witcher радует не только непредсказуемым развитием ситуаций.
Залог его успеха — интересные миссии, уйма добротных скриптовых роликов
и киношная постановка диалогов (пускай с трехкопеечной мимикой и
засильем NPC-близнецов). Он не держит зрителя за 12-летнего дурачка, не
читает морали, не расклеивает ярлыки "свет" и "тьма", предлагая взамен
десятки градаций серого. "Война бобра с козлом", утащившая на дно
немало произведений, миновала этот край благодаря литературному
первоисточнику: Сапковский тоже не любит распихивать персонажей по
черно-белым коробкам. Плохиш, которому по должности положено мерзко
хихикать и стремиться к абсолютной власти, обладает на удивление
рациональным мотивом. И, напротив, приторно честный храбрец, слепо
верящий в букву закона, способен утопить государство в крови.
Вносит свою лепту и распорядок дня горожан на манер Gothic 2.
Люди ходят на работу, шатаются по корчмам, сплетничают, сидят у костров
и прячутся под навесами в дождь. Сутки разделены на 4 шестичасовых
отрезка, и некоторые "клиенты" появляются строго в определенное время.
Рыжеволосая Шани из больницы Св. Лебеды не желает изливать душу на
службе — ждите, когда она придет домой вечером. Букинисты, травники и
прочие торговцы покидают рынок на закате. График есть и у кое-каких
гадов: кикиморы допекают вызимских мещан исключительно по ночам, а
полуденицы патрулируют поля под жаркими лучами солнца.
Бельмом на глазу торчит лишь четвертая глава — очень уж скучно в
живописном селе Темноводье. Нет, я понимаю, что сюжету необходима
передышка перед заключительным аккордом, особенно после напряженной
развязки третьего акта. Пасторальные пейзажи великолепны, музыка, как и
везде в The Witcher, прекрасна. Но, может, стоило придумать что-нибудь
пободрее деревенского детектива, состоящего из метаний по трем с
половиной локациям?
Ритм-клик
Вера в солянку из западноевропейского Средневековья, русских
сказок и современной науки, населенную генетически модифицированными
кащеями, приходит раньше, чем привыкание к боевой системе.
Как всякий ведьмак, Геральт редко применяет стандартное оружие,
предпочитая два специальных меча: стальной (для людей и животных) и
серебряный (против монстров). Вступая в бой, важно правильно выбрать
клинок и стиль фехтования. Кого-то лучше приложить медленно, но крепко;
иные враги вынуждают провести серию быстрых ударов; третий вариант
полезен, если вас зажали в кольцо, — урон невелик, зато на орехи
достается нескольким противникам сразу.
В отличие от Neverwinter Nights, где персонаж дерется
автоматически по первому же приказу и не просит каши, The Witcher
заставляет наблюдать за ходом баталии, понукая подопечного щелчками
мыши. Тыкать следует с умом, подгадывая момент, когда курсор озаряется
оранжево-желтой вспышкой при наведении на оппонента, — это значит, что
Геральт готов совершить вторую атаку (и так — вплоть до пятой). Нажали
кнопку рано или прозевали мгновение — стройте цепочку выпадов с нуля.
Без нее в серьезной схватке не выжить, ведь каждый новый укол больнее
(и кровавее!) прежнего. Ну а "Final Attack" — форменный апокалипсис!
Оригинальный подход? Несомненно. Удобный? Вряд ли. Оба режима
изометрической камеры — ближний и дальний — одинаково корявы (обзор
из-за спины с "трясучкой" а-ля Gears of War — не более чем инструмент
для съемки эффектных скриншотов). Достичь финальной комбинации в
суматохе сражения, не мучая клавишу паузы, — тяжкое испытание: оператор
то и дело норовит повернуть объектив не туда. Назойливые "поправки
курса" бесят даже в минуты затишья. Эх, сюда бы гибкое управление из
Mask of the Betrayer!
Печалит и анимация, точнее, ее нехватка. Если в пылу
ожесточенной разборки Геральт застыл столбом, игнорируя мышь и W/A/S/D,
не паникуйте — он не уснул. Скорее всего, его оглушили или обездвижили,
а игра не показала нам падение на землю. Но суета уходит на задний
план, едва мы осваиваем пятую, максимальную стадию магического знака
Игни. Огненные круги вмиг сжигают мелкую шушеру и здорово калечат
"боссов"; "прокачайте" выносливость (по сути, аналог "маны"), и меч
уйдет в ножны.
Помимо Игни, в хозяйстве пригодится Аард, незаменимый при
расчистке завалов и отталкивании наседающих тварей. Мощный импульс
посылает жертву в нокдаун, позволяя добить ее красивым "фаталити". Еще
три колдовских таланта — Ирден (вызывающая ступор ловушка), Аксий
(стравливает негодяев между собой) и Квен (защитное поле) — существуют
разнообразия ради, лишний раз демонстрируя, что сильная сторона
ведьмаков — отнюдь не чародейство.
Жизнь без "Monty Haul"
Ведь и без магии есть куда тратить баллы. Скажем, на ключевые
параметры (сила, ловкость, выносливость, интеллект), отвечающие за
живучесть Геральта, его защиту, запас и восстановление энергии, сбор
цветков-корешков, доступ к заклинаниям и атакам, приготовление бомб и
смазок для лезвий. Или в боевые стили. Категорий очков — три: "бронзу"
мы вкладываем в две начальные ступени, "серебро", выдаваемое с 15-го
уровня, — в пару следующих, а для покорения последней нужно "золото"
(от 30-го и далее).
Слава богу, дизайнеры жадностью не страдают. Постепенно
"удешевляя" слабых зверушек, они щедро отсыпают "экспу" за квесты.
Терпеливый игрок, не бегущий сломя голову по сюжетной колее, помогающий
каждому встречному и не пропускающий рецепты зелий из внутренностей
уникальных монстров, вырастет суперменом. Труд во благо NPC приносит и
львиную долю денег в наш карман. Челночные рейсы "поле брани — магазин"
с грудой металлолома на горбу тут вне закона — ячейки инвентаря
маловаты. К тому же никто не мешает сколотить капитал на покере и
кулачном мордобитии в тавернах.
Правда, сорить монетами негде и не на что, разве что ученые
книжки скупать. Топоры и кинжалы — никчемный балласт. Перековка мечей с
добавлением рунных камней и метеоритных обломков — полезная штука, но
настоящие ценности вы подберете с земли или получите за выполнение
побочных заданий. Ассортимент брони начинается и заканчивается кожаной
курткой за 5000 оренов, сиротливо висящей в лавке Ордена Пылающей Розы.
Так что основная статья расходов Геральта — спиртное. Не
подумайте дурного, он использует водку для создания эликсиров (хотя,
если обстоятельства потребуют, заложит за воротник с собеседником).
Самые популярные напитки — "Ласточка" для ускоренного заживления ран и
"Кошка", разгоняющая шейдерный сумрак склепов и пещер. Составов почти
тридцать, однако вы обойдетесь меньшей их частью. Да много и не выпить.
Настойки, убивающие рядового homo sapiens за секунды, вредят организму
ведьмака: отрава ослабляет героя, а передозировка сведет в могилу.
К счастью, отвары и масла действуют долго, избавляя от
поминутного опустошения пузырьков. Вывести дрянь из тела поможет "Белый
мед", ритуал очищения у Места Силы или медитация у костра, заменяющая в
The Witcher сон. Кстати, только на отдыхе нам разрешают возиться с
ретортами и статистикой.
Круче, чем бигос
Медитация не помешает и руководству российских студий.
Братья-славяне, плодившие ролевой трэш (см. Frater, Two Worlds, Weird
Wars, Space Hack) с тем же рвением, что и коллеги из Москвы и Воронежа,
доказали: им по плечу выдать продукт мирового класса с шустрым движком,
симпатичной графикой и наглядным интерфейсом, пусть и за четыре года.
Хороший повод задуматься о вашем положении в индустрии, господа.
Конечно, до ломки стереотипов еще далеко. Если CDProjekt сядет
за сиквел, ей придется что-то сделать с косолапой "боевкой" и неровным
дизайном (для борьбы с вылетами в Windows, надеюсь, хватит и патчей).
А вот у "Нового Диска" есть причина для гордости, поскольку
русская версия на голову выше западного издания. Да, она тоже
неидеальна: Каэр Морхен и пригород Вызимы подпорчены вялой озвучкой,
текстам не повредила бы повторная корректура. И все же, чем дальше
развивается история, тем приятнее слушать актерские голоса. Дубляж "от
Atari", напротив, глубже и глубже сползает в трясину сонного бубнежа.
Английский монолог оборотня вообще достоин сайта Audio Atrocities.
В общем, как ни крути, The Witcher — сборник отличных сюрпризов. И лучшая RPG 2007 года.
|